РЕЗОЛЮЦИЯ международной научно-практической конференции

«ЧТЕНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ»

(К 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность»)

Заслушав и обсудив доклады, участники конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре» констатировали, следующее:

·         Системный кризис, связанный с чтением и грамотностью, в России еще не преодолен, несмотря на ряд шагов, предпринимаемых общественными и государственными организациями, в том числе Русской Ассоциацией Чтения (РАЧ).

·         Отмечая некоторые благоприятные результаты, полученные в исследовании качества чтения младшими школьниками (PIRLS), участники конференции выразили озабоченность тем, что по мере взросления школьников проблемы в чтении нарастают, о чем свидетельствуют результаты международного обследования PISA и отечественного ЕГЭ. Указывалось, что особенно низкие результаты по читательской грамотности показывают подростки, обучающиеся в профессиональных образовательных учреждениях.

·         Отмечается, что чтение школьников не имеет всеобщего охвата. Читающий ребенок, подросток оценивается со стороны сверстников как особенный, отличный от других. К сожалению, сегодня практически отсутствует жанр школьной повести, где бы положительный герой являлся читателем, что необходимо подростку в качестве образца поведения в социуме.

·         Приобщение к чтению качественной литературы в подростковом возрасте является более сложной проблемой, по сравнению с проблемами читателей других возрастов.

·         Одним из вариантов ее решения является совместная деятельность школьников и взрослых, являющихся специалистами в области чтения.

·         Современные школьники живут в новой информационной среде,  увлекающей их в киберпространство. Подростки, интересующиеся литературой, посещают сайты, имеющие ресурсы для чтения. При этом они остро нуждаются в помощи грамотных взрослых, особенно педагогов и библиотекарей.

·         Исследования свидетельствуют, что развитые читатели – это развитые зрители и слушатели. Использование таких мощных медиа-средств, как Интернет, особенно сильно зависит от уровня читательской компетентности: если подросток умеет и любит читать, то он будет читать в киберпространстве. Если он читает плохо, то он будет предаваться инфо-развлечениям (сетевым играм, просмотру клипов и прослушиванию музыки, «скольжению» по сайтам).

·         Чтение лежит в основе формирования грамотности (понимаемой как единство чтения и письма), образованности, компетентности, культуры. Жизнь будущего гражданина в обществе знаний зависит от того, насколько грамотным читателем он станет сегодня.

·         Отправной точкой для нового понимания чтения и грамотности  должен стать обновленный понятийный аппарат, в котором закрепляется понимание чтения как процесса читательского развития и разводятся понятия информационной культуры и культуры чтения, где первое является приращением ко второму.

·         Отмечалась необходимость разработки и внедрения в педагогическую практику уровней читательской компетенции, что позволит отслеживать динамику развития читательской компетентности школьников и студентов (в рамках компетентностного, личностно-деятельностного, стратегиального подходов).

·         Анализ качества чтения, в том числе по результатам PIRLS и PISA, показал, что изменения в целях, задачах и инструментарии измерения качества чтения в начальной школе находятся в гармонии с развитием ребенка, отвечают национальным и международным стандартам.

·         Обучение в средней школе входит в противоречие с требованиями, предъявляемыми в национальных и международных исследованиях. В нашей стране, несмотря на явное ухудшение результатов обследования чтения пятнадцатилетних школьников, предпринимаются недостаточные меры для исправления ситуации. Новый образовательный стандарт не включает положения, способствующие улучшению читательской грамотности и компетентности подростков.

·         Не пересмотрены положения относительно изменения требований к информационной культуре и включения в них в качестве основы методик по развитию читательской грамотности, работы с текстом на разных видах носителей.

·         В связи с этим выдвинуто пожелание привлечь специалистов РАЧ к разработке образовательных стандартов второго поколения, в том числе для разработки списка рекомендуемой к изучению литературы.

·         Главными базовыми социальными институтами, поддерживающими чтение подрастающего поколения, являются школы и библиотеки. Объединение  усилий учителей, библиотекарей и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение  читателя, является плодотворным.

·         Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в поддержке чтения и грамотности на всех этапах  обучения и воспитания, организованной  как в системе специального образования, так и в условиях образовательной интеграции.

·         В специальной психологии и коррекционной педагогике накоплен ценный опыт по разным аспектам обучения чтению, диагностике, коррекции и предупреждению нарушений чтения у детей с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллектуальными и эмоциональными нарушениями. В настоящее время очевидна необходимость интеграции этих знаний,  полученных в разных областях дефектологии, и их переосмысления  в свете нового понимания грамотности и  повышения требований современного общества к уровням ее достижения.

·         В связи с  возрастающей актуальностью задач диагностики, коррекции и предупреждения нарушений в читательском развитии разных групп детей, включая детей с проблемами в развитии, особое значение приобретает объединение усилий разных специалистов – педагогов, психологов, библиотекарей,  дефектологов  разных профилей (логопедов, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогов и др.)

·         Участники конференции отметили, что в настоящее время  взаимодействие  специалистов разных профилей в области поддержки чтения и грамотности затрудняет недостаточная согласованность терминологического аппарата в характеристике таких понятий как грамотность чтения, читательские компетенция и компетентность, образованность, читательская и информационная культура, читательское и  литературное  развитие и развитие читательской компетентности.

·         Остро ощущается  потребность в психологической  периодизации читательского развития, описывающей этапы, критические точки и варианты  читательского развития,  как инструмента для диагностики, коррекции и предупреждения нарушений читательского развития.

·         Отмечается необходимость проведения  специальной работы  по  соотнесению этапов читательского развития, этапов развития читательской компетентности и приобщения к чтению и требований к уровню грамотности и компетенции читателей разных возрастов, определяемых стандартами образования, национальными и международными процедурами оценки качества чтения и грамотности.

·         Участники конференции отметили, что чтение процветает лишь в тех школах, где ведется совместная, целевая, комплексная работа по формированию и развитию читателя. Результаты 10-летнего европейского проекта «Школа, где процветает грамотность» предлагается считать успешными.

Среди путей решения проблем, связанных с чтением, были названы:

1.      Внедрение комплексных программ по поддержке читательского развития учащихся, охватывающих учебную и внеклассную воспитательную работу, проводимую под руководством учителя-методолога чтения и библиотекаря – педагога, в том числе и в профессиональных образовательных учреждениях.

2.      Организация и проведение мониторинга достижений в приобщении к чтению и читательском развития учащихся в образовательных учреждениях разного типа как основы для  совершенствования образовательных программ и проведения коррекционно- развивающей работы со слабочитающими детьми.

3.      Для методического обеспечения такой работы  необходимо интегрировать достижения в области  оценки качества чтения нормативно развивающихся учащихся и диагностики нарушений читательского развития учащихся с особыми образовательными потребностями, а для  ее кадрового обеспечения ─ организовать подготовку специалистов в рамках системы повышения квалификации работников образования и культуры.

4.      Возрождение традиций семейного чтения и, прежде всего, чтения вслух еще не читающим дошкольникам, как формы совместного семейного досуга, общения, приобщения к искусству.

5.      Совместная деятельность детей и взрослых-специалистов разных областей в разнообразных формах, продвигающих чтение, создающих положительный образ человека читающего.

6.      Совместная деятельность специалистов государственных и общественных организаций по продвижению национальной стратегии развития общества читателей. 

Участники конференции считают необходимым:

1.      Одобрить опыт, накопленный в результате работы в европейском проекте «Школа, где процветает грамотность» и способствовать его распространению в г. Москве и других регионах страны.

2.      Рекомендовать использовать накопленный опыт при создании образовательных стандартов второго поколения.

3.      Одобрить опыт публичных библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и Ульяновской области по формированию активной читательской аудитории, а также опыт  АПРИКТ (Москва) и РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) по продвижению идей Русской Ассоциации Чтения в процессе обучения и повышения квалификации библиотечных и педагогических кадров. Считать обобщение и развитие опыта в указанном направлении одной из главных задач деятельности Русской Ассоциации Чтения. Одобрить опыт отдела читателеведения и культуры чтения Научного Центра исследований истории книжной культуры РАН по изучению чтения как явления и процесса, а также истории изучения чтения в России, что дает ценный материал для дальнейшей работы.

4.      Считать целесообразным публикацию по линии РАЧ серии материалов, отражающих вышеназванный опыт, а также сборника научных статей «HOMO LEGENS».

5.      Организовывать в рамках различных конференций специальные секции с тем, чтобы продолжить обсуждение вопросов, связанных с использованием опыта РАЧ, в том числе по организации партнерства библиотек и центров обучения и повышения квалификации, учебных заведений, творческих, просветительских и общественных организаций.

6.      Просить ЦБС «Юго-Запад» (Москва) продолжать работу по формированию на базе Центра чтения фонда методических и иллюстративных материалов, отражающих опыт публичных библиотек в решении задач Русской Ассоциации Чтения.

7.      Разместить на сайте РАЧ наиболее актуальные материалы конференции.

8.      Выразить благодарность организаторам за проведение конференции на высочайшем уровне и создание оптимальных условий для работы ее участников.

9.      Рекомендовать докладчикам будущих конференций готовить презентационные материалы и мастер-классы на CD/DVD.