ОТЧЕТ о проведении первой Международной научно-практической конференции

«Чтение и грамотность в образовании и культуре»

(к 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность»)

26-29 марта 2009 года, г. Москва

Для участия в конференции было зарегистрировано 180 человек. Во всех мероприятиях конференции приняло участие 212 человек, из них 11 человек – почетные гости конференции, 9 человек представляли партнерские организации, 192 человека являлись делегатами конференции.

Были представлены 7 стран и 23 города. Среди них: Австрия, Ирландия, Израиль, Россия, Украина, Швеция, Эстония; Дублин, Вена, Таллин, Линкопинг, Москва, Санкт-Петербург, Зеленоград, поселок Свободный (Свердловская область), Ижевск, Новороссийск, Липецк, Чебоксары, Владимир, Кемь, Самара, Ульяновск, Курган, Люберцы, Петрозаводск, Сергиев Посад, Челябинск, Киев, Тель-Авив.

Конференция проходила в помещениях двух школ – лидеров проекта «Школа, где процветает грамотность» - гимназии 1531 (лингвистической) и НОУ СОШ «Надежда». В конференции принимали участие школа-лидер проекта гимназия № 700 г. Санкт-Петербурга. Диплом лидера проекта получила школа № 47 из поселка Свободный (Свердловской области).

В конференции приняли участие педагоги и библиотекари из школ – участников проекта, а также государственных и негосударственных школ, публичных, детских и юношеских библиотек, преподаватели университетов, институтов и академий, институтов повышения квалификации работников образования г. Москвы (МИОО) и Московской области и работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), чиновники и научные работники государственных и общественных организаций, представители средств массовой коммуникации, книготорговых и книгораспространяющих организаций.

Программа конференции включала научный симпозиум, 2 пленарных заседания, 5 секционных заседаний, мастер-классы, круглый стол: «Место, где процветает грамотность», процедуры торжественного открытия и закрытия конференции.

Научный симпозиум, посвященный вопросам терминологии науки о чтении в ситуации смены научной парадигмы, неожиданно собрал 47 участников, которые заинтересованно обсуждали видение проблем с различных точек зрения. Выступили: вице-президенты РАЧ Гончарова Е.Л., Ермоленко В.А., Дудова Л.В. (МИОО), Орлова Э.А. (ИСКА), Карпова Н.Л. (ПИ РАО), Галактионова Т.Г. (СПб Ун-т им.Герцена) и др.

Торжественное открытие конференции включало приветствия почетных гостей и концертные номера, подготовленные учащимися двух школ-лидеров проекта – гимназии № 1531 и НОУ СОШ «Надежда».

Участников конференции приветствовали: депутат Мосгордумы, зам. председателя комитета образования Потяева Т.А., главный специалист Управления социальной сферы префектуры СВАО Шевченко И.А., председатель Европейского Комитета Международной Ассоциации Чтения Анн-Софи Селин, президент Русской Ассоциации Чтения Сметанникова Н.Н., главный специалист департамента образования Кобозок В.Г., директор школы-лидера проекта (гимназия №1531 г.Москва) Киракозов Ю.В., директор школы-лидера проекта (НОУ СОШ «Надежда» г.Москва) Царева В.В., зам. директора школы-лидера проекта (гимназия №700 г.Санкт-Петербург) Жук С.Г., первый секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО МИД РФ Листов А.А.

Почетный диплом «Школа, где процветает грамотность» был вручен представителю школы № 47 поселка Свободный Свердловской области Булавиной Т.А.

В течение двух часов с пленарными докладами выступили: Найденова Н.Н. (Оценка читательской компетентности в школе посредством международного, наднационального и национального инструментариев), Орлова Э.А. (Общекультурная и читательская компетентность), Персон У.-Б. (Взгляд на «Школу, где процветает грамотность» из Швеции), Сметанникова Н.Н. (Уроки проекта (К 10-летию проекта «школа, где процветает грамотность»)), Шил Т.Г. (Результаты учащихся России в международных исследованиях грамотности).

Участники конференции высоко оценили качество докладов. Материалы пленарных докладов, представленные докладчиками, размещены на сайте РАЧ.

В течение двух дней велась работа в пяти секциях:

Секция 1. Чтение и грамотность в психологическом, педагогическом и социальном контексте. Образование, воспитание и развитие личности. Перспективы развития проекта «Школа, где процветает грамотность» (Соведущие: Сметанникова Н.Н., Овчинникова Е.Н.).

Секция 2. Чтение, читательская компетентность и читательское развитие: диагностика, предупреждение, коррекция нарушений (Соведущие: Гончарова Е.Н., Киселева В.А.).

Секция 3. Проблемы грамотности, виды грамотности. Грамотность, компетентность и культура чтения. Чтение печатного текста и чтение с экрана (Соведущие: Ермоленко В.А., Чудинова В.П.).

Секция 4. Совместная работа и партнерские отношения в сферах культуры, образования, книгоиздания и книгораспространения (Соведущие: Борисова О.А., Белоколенко М.В.).

Секция 5. Связи языков и культур. Поликультура и разнообразие языков. Чтение и грамотность на родном и неродном языке (Соведущие: Мелентьева Ю.П., Ротанова О.Н.).

Ведущие подвели итоги работы секций в ходе закрытия конференции и представили свои предложения в Резолюцию конференции. Участники работы секций отметили высокий уровень подготовки докладов, с которыми в общей сложности выступило 56 человек. Помимо секций, участники конференции работали в 19 мастер-классах, которые дали члены РАЧ, участники проекта «Школа, где процветает грамотность». Такое большое количество мастер-классов свидетельствует о высоком профессионализме участников проекта.

Круглый стол «Место, где процветает грамотность» собрал представителей многих партнерских организаций. Вела круглый стол вице-президент РКС Литвинец Н.С. Его основным лейтмотивом было расширение рамок проекта, использование наработок в других образовательных учреждениях и других сферах.

Участники говорили о партнерских отношениях, горизонтальных связях, координации  усилий учреждений образования и культуры, книготорговли и книгораспространения, издателей и писателей с тем, чтобы создавать поселки и города, где процветает грамотность, а со временем, сделать такой всю страну.

Организаторы конференции организовали для участников экскурсию по школам-лидерам проекта, сделав работу участников проекта прозрачной. Выступающих наградили книгами, а в конце конференции многие получили благодарности и грамоты оргкомитета в добавление к сертификату участника конференции. Подарок московским учителям-докладчикам преподнес МИОО, сделав соответствующие отметки в зачетной книжке повышения квалификации.

Все участники конференции отметили высокий уровень подготовки материалов, ее содержательность, организацию и хорошие условия для работы. Несмотря на интенсивную работу, покидая конференцию, участники чувствовали прилив творческих сил и высказали много добрых пожеланий членам Русской ассоциации чтения.

По результатам работы конференции была принята резолюция.

В соответствии с Уставом РАЧ, следующая международная научно-практическая конференция состоится через 3 года. Материалы настоящей конференции размещены на сайте.

Статьи по материалам конференции будут опубликованы в сборнике РАЧ «Homo Legens - 7». Подача статей до 1 августа 2009 г.

Проект «Школа, где процветает грамотность» продолжается. Подача заявок на участие в проекте осуществляется на e-mail Русской ассоциации чтения: rusreadorg@gmail.соm  

Информацию можно получить по телефону: 790-69-25 (секретарь РАЧ Шулекина Юлия Александровна).