Резолюция Второй Международной научно-практической конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре» (По итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»), cостоявшейся 29-31 марта 2012 года в г. Москве

По итогам работы конференции ее участники констатировали:

  • К году окончания Десятилетия чтения и грамотности (2012) в мире и в нашей стране накоплен большой теоретический, методологический, методический и экспериментальный материал, который может быть полезен специалистам разных областей. Очевиден рост интереса специалистов разных областей к междисциплинарным способам решения проблем чтения и грамотности. В связи с этим особую значимость приобретает систематизация, обобщение знаний и работа над теорией чтения.
  • Очевидна необходимость объединения усилий педагогов, психологов, культурологов, логопедов, библиотечных работников и других специалистов для продвижения, пропаганды, популяризации идей чтения и грамотности, что становится особенно актуальным в ситуации снижения уровня образованности населения, пренебрежения чтением в образовательных учреждениях, увеличения количества детей-мигрантов, нарастания «волны» инклюзии. Особое внимание следует обратить на стойкую тенденцию увеличения количества слабо читающих учащихся в средней школе.
  • Наибольшую обеспокоенность участников конференции вызывают тревожные тенденции на местах, а именно: сокращение часов на преподавание чтения и литературы в массовой школе, сокращение штата специалистов, занимающихся коррекционной поддержкой детей с ОВЗ в специальных учреждениях, недостаточная помощь детям с ОВЗ, находящимся в условиях инклюзивного образования. Участники конференции призывали учителей начальной школы, обучающих чтению с экрана в начальной школе, отнестись к эксперименту вдумчиво и рассматривать такое обучение в качестве сопровождения обучения чтению с листа.
  • Очевидна необходимость использования чтения с экрана в средней школе как одного из приемов мотивации к чтению, особенно в среде мальчиков-подростков.

 

По итогам конференции были высказаны следующие предложения:

  • Создать и разместить на сайте в Интернете открытое письмо РАЧ, обращающее внимание общественности на опасность  тенденций сокращения учебных часов в массовой средней школе на обучение чтению и литературе, т.к. это противоречит логике и духу Программы поддержки и развития чтения и грамотности в нашей стране.
  • Опираясь на национальный и международный опыт, всячески содействовать организации мероприятий во второй половине дня, связанных с чтением.
  • Содействовать распространению идей и положений Программы поддержки и развития чтения в образовательных учебных заведениях, привлечению к ее осуществлению Министерства образования, региональных органов управления образованием и широкой общественности (родителей учащихся, других ассоциаций и т.д.).
  • Активнее внедрять дисциплины читателеведческой проблематики в учебный процесс в педагогических вузах, вузах культуры, системе повышения квалификации работников образования и культуры.
  • Предложить Министерству культуры в рамках Государственной программы «Культура России» и региональным органам управления разработать систему грантов на осуществление научных, методических и практических проектов, связанных с чтением детей и юношества.
  • Содействовать укреплению и расширению партнерского взаимодействия образовательных структур и учреждений культуры.
  • Сформировать банк данных представленных на конференции проектов с указанием их авторов и мест реализации, разместить его на сайте РАЧ.
  • Инициировать новые проекты, связанные со стратегиальным подходом к чтению, для их реализации как в учебных заведениях, так и в публичных библиотеках.
  • Способствовать росту числа членов РАЧ, в том числе расширяя присутствие библиотечных специалистов и создавая местные отеделения