РУССКОЙ АССОЦИАЦИИ ЧТЕНИЯ 15 лет!!!

Русская ассоциация чтения (РАЧ) была создана в 1996 году как общественная организация и зарегистрирована в нашей стране,  провозгласив своей целью продвижение Чтения и Грамотности. В том же году стала членом Международной Ассоциации Чтения (IRA). В 2004 году РАЧ была зарегистрирована как межрегиональная общественная организация РФ, а в 2006 году получила статус национальной ассоциации на международной арене.

Чтение и грамотность были объявлены национальными приоритетами ассоциации.

В настоящее время (2011 г.) РАЧ имеет 10 отделений в 6 федеральных округах: Московское, Санкт-Петербургское, Екатеринбургское, Челябинское, Пермское, Петрозаводское, Свободненское, Самарское, Ярославское. Численность организации составляет более  300 человек, при этом она все время увеличивается, в том числе за счет присоединения к нам целых творческих коллективов, как, например, группа ПИ РАО.

РАЧ объединяет экспертов в области чтения из разных областей: педагогики и психологии, философии и социологии, библиотечного дела и книгоиздания. Членами Ассоциации становятся учителя школ и детских садов, преподаватели вузов и системы профессиональной подготовки, дефектологи и логопеды, библиотекари и книгораспространители, издатели и журналисты, специалисты и сотрудники министерств и ведомств, родители и любители чтения. Всех их объединяет любовь к чтению, активная жизненная позиция и желание видеть свою семью, школу, район, город, страну – читающей. При этом сегодня мы хотим, чтобы окружающие нас взрослые и дети не просто читали то, что попадет под руку, а могли выбрать материалы для чтения, умели читать грамотно и могли организовать беседу по прочитанным текстам. Мы хотим воспитывать компетентных читателей.

За 15 лет работы Ассоциация приобрела «голос», ее работа стала заметной. Мы принимаем участие в подготовке и проведении всех мероприятий, связанных с продвижением чтения и грамотности в нашей стране и за рубежом. Сегодня нет ни одного крупного национального или международного мероприятия в области чтения, в  котором мы не приняли бы участия в той или иной форме. Члены Ассоциации влияют на принятие  решений в области распространения, обучения чтению и грамотности на административном уровне и ведут большую практическую работу в этой сфере. Так,  РАЧ была среди тех организаций, которые инициировали и разрабатывали Национальную  программу поддержки и развития чтения в нашей стране (2006 г.), принимают участие в ее реализации в настоящее время. В научных и педагогических организациях (НЦИИКК, ПИРАО) созданы Научный и Методологический Советы, обсуждающие проблемы чтения в нашей стране. Россия принимает участие во всех международных обследованиях качества образования средствами чтения. Чтение и грамотность стали обсуждаться в средствах массовой информации. Читать и говорить о чтении опять становится модно и престижно!

Международные и национальные проекты РАЧ влияют на изменение педагогической практики и теории чтения, на роль грамотности чтения и читательской компетентности, на оценку качества чтения российскими школьниками. Так, проекты «Аутентичное оценивание и Портфолио» (1996-2000 г.), «Мониторинг чтения и PISA» (2001 – 2002 г.),  «Мониторинг чтения и PIRLS, «Программа поддерживающего чтения», «Стратегии чтения», «Неделя чтения и грамотности с 1 по 8 сентября», «Выбор книги», «Пары книг для урока», «Год  скандинавской  литературы», лонгитюдный европейский проект  «Школа, где процветает грамотность» и, наконец, «Чтение с листа и чтение с экрана» повлияли на осмысление роли чтения в современном обществе и практику обучения ему. Работая в этих и  других  проектах, учителя  и учащиеся узнавали новое и учились его использовать,  учились работать совместно и  по-новому.

Не все нововведения сразу принимались администрацией и руководителями от образования или культуры. Педагогическое же  сообщество, как правило, было очень гибким, сразу подхватывая то, что казалось необходимым «сегодня и сейчас» и откладывая «на потом» то, с чем надо разобраться позже. Вспомните первую реакцию на Портфолио или замалчивание результатов PISA 2000. Именно введение инновационных методик и технологий укрепило нас в мысли  о необходимости общественной организации, которая бы аккумулировала национальные и международные научные и практические достижения  и придавала бы уверенности в отстаивании своих позиций.  

Сегодня многое из того, что мы апробировали, вошло в ежедневную практику. Безусловным прорывом стали новые Стандарты. Там впервые чтение рассматривается и как Литературное чтение, и как Работа с информацией, и как Общеучебное умение. Осталось только добиться необходимых условий (учебных часов, учебных пособий, программ повышения квалификации для учителей по вопросам чтения и т.д.) для реализации этих Cтандартов.

В мае 2011 года в список квалификаций учебного заведения были добавлены две позиции – педагог-библиотекарь и тьютор. Сегодня начинается работа по наполнению этих позиций достойным содержанием.

Там, где работают члены Ассоциации, читают и дети, и взрослые, работают «группы чтения». Члены Ассоциации давно сделали вывод о том, что дети не читают там, где ничего не делают взрослые, или там, где они делают не то, что нужно. Мы также сегодня знаем, что нельзя наказывать чтением, нельзя принуждать, заставлять читать. Чтением можно увлечь!!! Важно знать, как это надо делать!

Помимо проектов, повышение квалификации членов Ассоциации происходит в ходе подготовки и проведения семинаров, национальных и международных  конференций.

Так, члены РАЧ принимают участие в национальных и международных конференциях по чтению с 1991 года, когда организация начала только формироваться и вырисовываться.

Мы провели пять международных конференций в городском и региональном статусе и готовимся к проведению Второй международной конференции в статусе национальной Ассоциации. Пока мы выбрали для нее  название «Чтение и грамотность в образовании и культуре», сменив ее подзаголовок. Первая (в 2009 г.) была посвящена десятилетию проекта «Школа, где процветает грамотность», сегодняшняя - подведению итогов  Десятилетия грамотности ООН (2003-2012) .

Русская ассоциация чтения является постоянным участником Европейских конференций по чтению с 1997 года. Каждый год члены Ассоциации принимают участие в региональных или международных конференциях, которые проводит Международная ассоциация чтения (IRA) и ее европейское отделение (IDEC), в состав которого входит наша организация (Reading Association of Russia, RAR). Состав участников Европейских конференций постоянно расширяется. Интересно, что первый раз один член РАЧ  выступал с  научным докладом на Европейской конференции в Брюсселе (Бельгия) в 1997 г., а в 2011 году  в г. Монсе (Бельгия) Россия,  при поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, впервые проводила научную секцию на русском языке и представила 22 доклада. Всего в конференции приняли участие 38 человек. В состав делегации входили представители следующих отделений РАЧ: Московского (17 человек), Санкт-Петербургского (4 человека), Свободненского (3 человека), Новороссийского (2 человека), Ярославского (1 человек), Челябинского (1 человек). Среди участников было: докторов наук - 3, кандидатов наук – 9. Участники представляли следующие социальные институты: образование, библиотека, книгоиздание и массовые коммуникации.  Участники знакомятся с культурой и, конечно, литературой  стран, в которых проводятся конференции. Вернувшись домой, мы посвящаем следующий год чтению литературы данной страны или региона. Так, в наших отделениях прошел «Год скандинавской литературы», сейчас заканчивается  «Год французской и бельгийской литературы», следующим будет «Год исландской литературы». Сегодня мы осознаем, что живем в период третьей революции в области чтения, связанной со сменой носителя, на котором представлен текст. Человечество и, в первую очередь, молодые люди переходят на чтение  с экрана, что ставит перед нами  новые задачи.

РАЧ работает в партнерских отношениях со всеми организациями, занимающимися вопросами чтения и грамотности. Мы всегда открыты для сотрудничества. Так, мы принимали участие в подготовке и проведении юбилейного съезда РКС, сотрудничаем с УОО г. Москвы по подготовке педагога-библиотекаря и тьютора по чтению и др.

Члены РАЧ проводят большое количество семинаров, мастер-классов, занимаясь активной просветительской деятельностью. Мы все учимся друг от друга. Оглядываясь назад, мы не можем не заметить, что мы сами стали мудрее, профессиональнее, образованнее. Мы изменились и в личностном плане, прожив и присвоив опыт этих 15 лет.

Пожелаем нашей организации успехов и долголетия!

                                                                  Президент РАЧ  Н.Н.Сметанникова