Пост-релиз IV Международной научно-практической конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре: новые имена в новом веке (Исследования молодых ученых в области чтения и грамотности)»

27-28 марта 2015 года в Москве состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: новые имена в новом веке (Исследования молодых учёных в области чтения и грамотности)». Организатор форума – Межрегиональная общественная организация «Русская ассоциация чтения» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России, Российской государственной детской библиотеки, ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования, Научного совета по проблемам чтения Российской академии образования.
230 участников конференции представили следующие города и регионы России: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Астрахань, Великий Новгород, Гатчина (Ленинградская обл.), Екатеринбург, Висим (Свердловская обл.), Киров, Краснодар, Курск, Новороссийск (Краснодарский край), Омск, Оренбург, Пермь, Самара, Саратов, Саров (Нижегородская обл.), Свободный (Свердловская обл.), Северск (Томская обл.), Сургут (Тюменская обл.), Таганрог (Ростовская обл.), Тольятти, Трехгорный (Челябинская обл.), Челябинск, Ярославль, а также зарубежные страны: Швейцария, Турция.
Президент Русской ассоциации чтения Н.Н. Сметанникова в своем приветственном слове отметила, что концепция Конференции, проводимой в Год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и в Год литературы, подчеркнула Линию времени, которая объединяет поколения, передаёт молодым не только любовь к науке, чтению, русскому языку и культуре, но также гражданскую позицию, преданность делу, уважение к светлой памяти тех, кто отстоял Родину. На открытии форума была представлена «Галерея памяти», посвящённая героям Великой Отечественной войны – членам семей участников Конференции.
Участников Конференции приветствовали О.П. Мезенцева, заместитель директора Российской государственной детской библиотеки, А.Н. Воропаев, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, О.И. Кукушкина, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования, Т.С. Маркарова, общественный деятель.
Центральная тема форума – конкурс исследований молодых учёных в области чтения и грамотности. На суд экспертной комиссии и всех участников Конференции было представлено 8 работ. Победителем объявлен Дамир Хафизов, библиотекарь Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета, аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ, автор работы «Использование сетевых технологий как инструмента стимулирования читательской деятельности в условиях вузовской библиотеки». Призовые места разделили между собой Мария Ананьева (МГИМО(У) МИД РФ), Мария Аникина (МГУ им. М.В. Ломоносова), Елена Колосова (РГДБ), Ирина Чиркова (МГИМО(У) МИД РФ), Екатерина Шибанова (ГБОУ СОШ № 1566 «Московская гимназия с кадетскими классами имени Героев Сталинградской битвы»). Победителям конкурса Русской ассоциацией чтения будет оказана поддержка в представлении работ на Международной конференции «Making meaning – literacy in action» в августе 2016 года в Финляндии.
Работы участников конференции отразили научно-практический взгляд на современное состояние чтения, литературы, грамотности и языка в образовании и культуре. Отмечая значимость проблемы чтения для образования и культуры страны и некоторые положительные изменения в этой сфере по сравнению с 90-ми и 00-ми годами, педагоги и библиотекари, социологи и психологи, журналисты и культурологи не только выказали озабоченность современным состоянием проблемы, но и предложили апробированные в своих сферах деятельности эффективные подходы, методы, технологии и методики, творчески осмысленный опыт поддержки и развития чтения и грамотности.
В рамках Конференции состоялся «круглый стол» на тему «Отечественная и зарубежная литература: продвижение, чтение, перевод», в котором приняли участие главный редактор журнала «Иностранная литература», учредитель Института перевода А.Я. Ливергант и библиограф ВГБИЛ, ведущий российский специалист в области библиотечного дела и библиотековедения Франции Т.А. Недашковская. На «круглом столе» были рассмотрены вопросы продвижения отечественной литературы за рубежи нашей страны, перевода и чтения современными молодыми людьми достойных образцов зарубежной литературы.
На Конференции апробирована новая организационная форма секционных заседаний – Институт. В 4-х проблемных Институтах – «Теория и практика чтения и информационной грамотности», «Чтение и здоровье. Чтение в учебной деятельности», «Продвижение чтения в Год литературы», «Учиться читать и учиться, читая» – были представлены основные доклады ведущих специалистов в той или иной области и, в качестве его продолжения и обсуждения, прозвучали выступления участников по данной проблематике.
Программа второго дня конференции, проведенного на базе ГБОУ СОШ № 1935 (модератор – вице-президент Русской ассоциации чтения Н.М. Курикалова), получила название «Школа ХХI века – «Школа, где процветает грамотность (достижения, проблемы, перспективы)» и была ориентирована на учителей, библиотекарей средних школ, авторов школьных учебников, представителей школ-участниц международного проекта «Школа, где процветает грамотность». На пленарном заседании рассмотрены направления реализации системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС, на мастер-классах и секционных заседаниях представлены конкретные педагогические методики развития грамотности и чтения на русском и иностранных языках.
За два дня проведения Конференции было представлено 52 доклада, проведено 3 мастер-класса. Большой интерес участников вызвала выставка-ярмарка изданий Русской ассоциации чтения, научной и методической литературы.
Объединив экспертов из разных областей науки, культуры, образования, Конференция внесла серьезный вклад в постановку и решение проблем чтения и грамотности, которые продолжают волновать российскую и международную профессиональную и широкую общественность.
Доклады и тезисы участников опубликованы в сборнике: Четвёртая Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: новые имена в новом веке (Исследования молодых учёных в области чтения и грамотности)»: Сборник материалов / Под общ. ред. канд. пед. наук М.В. Белоколенко.– М.: Издательство «Канон+», 2015.– 216 с.